Английский для пожилых людей

 

Расскажем, почему преподавать студентам зрелого возраста здорово, с какими трудностями они сталкиваются в процессе обучения — и что со всем этим делать преподавателю английского языка. Мы же предлагаем вам прочитать нашу статью об преимуществах изучения английского в зрелом (и даже очень зрелом) возрасте.

Старение и способность учиться

Самое большое препятствие в изучении языка для пожилого человека – сомнение – как у ученика, так и учителя. Сомнение в том, что пожилые люди могут выучить новый иностранный язык. Большинство людей считают, что принцип «чем раньше, тем лучше» применим и в иностранных языках. Однако многие исследования доказывают, что это не так. Например, изучение скорости освоения нового иностранного языка у детей и взрослых показало, что, хотя дети и имеют больше возможностей достичь уровня носителя в конечном счете, взрослые на самом деле на первых этапах учатся быстрее (Крашен, Лонг и Скарцелла, 1979). Это исследование указывает, что достижение хорошего рабочего уровня в новом языке может оказаться проще и быстрее для взрослого, а не для ребенка.

Исследования пожилых людей продемонстрировали, что способность учиться не снижается с возрастом. Если пожилой человек здоров, то его интеллектуальные возможности и навыки не теряются (Оствальд и Вильямс, 1981). Взрослые люди учатся не так, как дети, но у взрослых разных возрастных групп не было замечено возрастных отличий в способности к обучению.

Учитывайте проблемы со слухом и зрением

Ваш пожилой студент может в этом не признаться, но его учебные успехи будут страдать от того, что он что-то плохо расслышал или не разглядел. Чтобы избежать этой ситуации, а) проявите наблюдательность, б) спросите или в) подстройтесь «по умолчанию», например:

  • произносите слова чуть медленнее обычного и очень внятно, при этом студент должен видеть ваши губы и лицо;
  • подскажите, как отрегулировать громкость звука на компьютере;
  • следите за тем, чтобы во время занятия не было фонового шума;
  • если рисуете схемы или что-то записываете — используйте контрастные маркеры и крупный шрифт;
  • убедитесь, что в помещении, где вы ведете занятие, много света, и он падает на вас спереди.

Пойти на занятия в группу

Очные курсы помогают найти единомышленников, дают уверенность в себе и своих силах. Вы сможете сравнивать успехи, но не для того, чтобы соревноваться, а для оценки собственных достижений и выявления пробелов в знаниях. Преподаватель же всегда поможет с подбором программы, учебной литературы, интенсивности занятий.

Когнитивные и поведенческие особенности старшего поколения

  • Пожилые люди гораздо сильнее молодежи и детей полагаются на свой родной язык, им тяжелее привыкнуть думать на английском языке, они с трудом отказываются от привычки переводить дословно.
  • Они меньше готовы рисковать и ошибаться — боятся «потерять лицо», в связи с этим учебный контекст создает для них повышенный стресс.
  • Образовательный уровень зрелых студентов может сильно отличаться от уровня их учителей. Они не знакомы с новыми подходами и методиками.
  • Пожилые студенты с недоверием относятся к педагогам, которые значительно моложе их.
  • Они неохотно пробуют новое.
  • Многие зрелые студенты плохо умеют обращаться с интернетом и цифровыми технологиями. Это создает препятствия для эффективного обучения на технологичных, современных платформах.
  • Недостаточная цифровая грамотность приводит к тому, что пожилые студенты имеют ограниченный доступ к материалам на английском языке в реальном мире (например, к YouTube, Netflix, подкастам), а также имеют меньше возможностей практиковать английский язык за пределами занятий.
  • У них часто встречаются возрастные проблемы со здоровьем, снижены когнитивные способности (особенно страдает память).

Приведем несколько рекомендаций, которые помогут обучать пожилых людей более эффективно.

Жизненный опыт

У вас его значительно больше, чем было в школьные или университетские годы. За плечами – не одно учебное заведение, возможно, успешно защищённые работы, дипломы, диссертации, проекты. Вы уже знаете свои возможности, как студента. Благодаря этому получится выстроить программу так, чтобы достичь уверенных результатов.

Где учить английский начинающему пенсионеру

Основы английского языка для начинающих пенсионеров можно освоить самостоятельно или с помощью помощников-преподавателей. В каждом городе найдутся курсы, которые работают с людьми разного возраста, с любым уровнем знаний языка.

Пожилые люди могут самостоятельно изучать язык дома с помощью доступной информации по самоучителям, видео и аудиоурокам, но намного эффективнее будет найти репетитора, который в самый короткий срок обучит основам английского. Такой преподаватель подберет подходящую программу обучения, будет заниматься в удобные для ученика часы по подходящей стоимости. Можно подобрать специалиста из родного города или выбрать дистанционные уроки, не отходя от компьютера.

Стереотипы, связанные с возрастом.

Стереотипы, утверждающие, что пожилые люди не могут хорошо учиться, имеют два корня: теория о мозге и его возрастном развитии и учебные практики, дискриминирующие пожилых учащихся.

Гипотеза «критического периода» возникла в 1960гг. Она базировалась на популярных тогда теориях развития мозга и утверждала, что мозг теряет «подвижность» после достижения зрелости, что делает изучение иностранного языка сложнее для взрослого, чем для ребенка (Леннеберг, 1967).

Но более современные исследования в области неврологии показали, что, хотя взрослые и дети и изучают иностранные языки по-разному из-за разницы в развитии мозга, «в конечном счете у взрослых способности изучать иностранный язык выше» (Вальш, Диллер, 1978). Преимущество взрослого человека в том, что нейроны, отвечающие на лингвистические процессы высоких уровней (таких, как понимание семантических связей и грамматическая чувствительность) развиваются с возрастом. Особенно это заметно в областях вокабуляра и структуры языка. Взрослые студенты имеют более развитую когнитивную систему, могут создавать более сложные ассоциации и обобщения, могут объединять данные нового языка со своим гораздо более богатым опытом обучения. Кроме того, взрослые полагаются больше на долговременную память, а не на кратковременную память, используемую детьми и подростками в зубрежке.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • http://www.openlanguage.ru/inform/dlja-pensionerov
  • https://skyteach.ru/2020/10/20/kak-obuchat-anglijskomu-pozhilyx-lyudej/
  • https://www.divelang.ru/blog/useful/kak-vyuchit-angliyskiy-yazyk-esli-tebe-za-50/
  • http://tap2eng.ru/besplatnoe-obuchenie-pensionerov-anglijskomu-yazyku/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий