Есп что это такое

 

Electronic Stability Program (ESP) – наиболее распространенное имя, которое получила система курсовой устойчивости автомобиля. Каждый новый автомобиль, проданный в Европе с 2014, должен быть оснащён электронной системой стабилизации, но далеко не все автовладельцы знают, чем отличаются ESP и ESC, а также на что влияет

Плюсы и минусы ЕСП

Плюсы и минусы ЕСП

Разобравшись с ESP, что это такое в машине, за что отвечает, для чего нужна, и как работает эта система, настало время рассмотреть ее плюсы и минусы. Ведь любая система в автомобиле имеет свои достоинства и недостатки и ESP здесь не исключение. Но стоит признать, что на сегодняшний день ее "нужность" не может вызывать сомнений. По статистическим данным после внедрения этой системы аварийность уменьшилась примерно на 30%, а это немало и что-то да значит.

Как это ни странно, но мнение водителей насчет системы курсовой устойчивости неоднозначное. Многие из обладателей испытывают недовольство из-за того, что в некоторых ситуациях ESP вопреки желаниям водителя временно берет под контроль педаль газа, не позволяя двигателю развить всю свою мощь.

Конечно, система курсовой устойчивости неспособна оценить уровень водительского мастерства человека за рулем, поэтому вмешивается в управление в независимости от его стремлений "погонять". К примеру, в определенных случаях, когда для выхода из опасной ситуации водитель решит прибавить оборотов, чтобы "вытянуть" машину – ESP подобный маневр провернуть не позволит.

Неумение правильно оценивать действия водителя в подобных ситуациях – является хоть и основным, но не единственным недостатком ESP. Дело в том, что иногда систему курсовой устойчивости нужно действительно отключать, например, чтобы с помощью раскачки выехать из грязи, песка или снега, если застряли. Хотя при возможности отключения ЕСП специальной кнопкой, которой можно воспользоваться в любой момент, подобной проблемы у вас не возникнет.

В любом случае не стоит из-за этого упускать достоинства системы курсовой устойчивости, которых, собственно, не мало:

  • При использовании ESP улучшается устойчивость и управляемость автомобиля. Система курсовой устойчивости способствует удержанию машины в пределах заданного направления движения.
  • Система ESP распознает потерю управляемости и задействует тормозные механизмы практически моментально. С момента фиксации начала заноса до срабатывания тормозных устройств, необходимых для стабилизации курса, проходит не более 20 миллисекунд. Это позволяет системе действовать и исправлять ситуацию на самых ранних этапах заноса, когда водитель еще даже не понял, что машину "повело".
  • В то же время ЕСП полностью самостоятельная система, работающая плавно и практически незаметно. Обычно водитель замечает срабатывание системы стабилизации только по сигналу индикатора на приборной панели.
  • Более навороченные версии ESP оснащаются различными дополнительными помощниками, например системой стабилизации прицепа или противодействующей опрокидыванию машины.
  • Во многих автомобилях имеется функция отключения ЕСП.

Как видите, система стабилизации стоит того, чтобы при покупке автомобиля обратить на нее внимание. Но нужно понимать, что насколько бы эффективной ни была ESP, на все 100% она вас не защитит. Система стабилизации способна исправить лишь небольшие просчеты в управлении автомобилем.

Но если вы грубо нарушите законы физики, например, попытаетесь на скорости в 100 км/ч пройти крутой поворот, да еще и на скользкой дороге, то ни одна в мире система автоматизации вам этого исправить не сможет. Поэтому за рулем нужно всегда сохранять внимательность и осторожность, а не надеяться на чудо от подобных систем.

Система ESP — что это?

Аббревиатура ESP (Electronic Stability Program) переводится с английского как программа электронной стабилизации. В официальных документах система более известна как система стабилизации курсовой устойчивости. Задача системы не допустить бесконтрольное скольжение авто во время движения. Данная система считается одной из важнейших, когда вопрос касается безопасности водителя и пассажиров. ESP работает в связке с системой ABS, которая, в свою очередь, взаимодействует с тормозной системой.

Эта система относится к активным системам безопасности автомобиля, в которую кроме ESP входит ABS, а также система контроля тягового усилия (ASR). Система стабилизации курсовой устойчивости включает в себя большое количество различных датчиков, которые собирают данные, необходимые для правильного функционирования системы.

Устройство ESP

Устройство ESP

Машина с установленной системой ESP в своей конструкции имеет следующие компоненты:

  • Датчики, установленные на всех колесах, отслеживают частоту вращения каждого из них по отдельности.
  • Датчик, отслеживающий вращение машины вокруг своей оси.
  • Датчик, определяющий угол поворота рулевого колеса.
  • Гидравлический агрегат, который увеличивает и уменьшает давление в колесных тормозных механизмах.
  • Блок управления, обрабатывающий всю информацию, определяет по сигналам датчиков, когда нужно вмешаться.

При этом устройство стабилизации ESP напрямую взаимодействует с другими компонентами активной системы безопасности автомобиля, а именно:

  • ABS – система, созданная для предотвращения блокировки колес, а также сохранения управляемости при экстренном торможении.
  • EBD – система, служащая для индивидуального распределения тормозных усилий на каждом колесе.
  • EDS – система, отвечающая за принудительную электронную блокировку дифференциала, которая позволяет исключить пробуксовку ведущих колес при старте или разгоне.
  • ASR – антипробуксовочная система, позволяющая сохранить сцепление ведущих колес с дорожным покрытием при резком разгоне или торможении.

Помимо этого, блок управления ESP также взаимодействует с ЭБУ двигателя внутреннего сгорания и автоматической коробки передач. Более того, управляющий блок ESP может не только получать сигналы от данных систем, но и также влиять на их работу при возникновении критических ситуаций на дороге.

Добавление третьего элемента безопасности к ABS и противобуксовочной системе

Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.

ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.

Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать. Если водитель перешагнёт тот рубеж, когда потеря контроля над автомобилем неизбежна, ни одна из существующих ныне систем не позволит предотвратить серьёзные последствия.

Фото 1

Принцип действия электронной стабилизации

Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.

Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:

  1. Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
  2. Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
  3. По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
  4. Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
  5. Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.

При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.

Примечание. Если проблемы с нарушением курсовой устойчивости возникнут под управлением адаптивного круиз – контроля, последний станет действовать синхронно с остальными системами – подруливать передние колеса в нужном направлении.

По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.

Как работают ESP и ESC

При таком количестве электронных систем, устанавливаемых в автомобиле, каждая из которых имеет собственную аббревиатуру, многие автовладельцы совершенно не понимают, в чём заключается принципиальное отличие между ними. Ещё больше усложняет ситуацию то, что для обозначения близких по назначению средств активной безопасности используются разные названия, которые в большинстве случаев определяются самим производителем.

Так, ESP (Electronic Stability Program) может быть известна как ESC (Electronic Stability Control), VSC (Контроль Устойчивости Автомобиля или система курсовой устойчивости), VSA (Vehicle Stability Assist – Система Курсовой Стабилизации) или DSC (Dynamic Stability Control – Система Динамического Контроля Устойчивости). Некоторые автопроизводители используют собственные «бренды» для продвижения ESP, поэтому вы можете столкнуться, например, с DSTC (Dynamic Stability and Traction Control) от Volvo или PMS (Porsche Stability Management) от Porsche.

Итак, теперь мы определились с возможными вариантами названий, давайте посмотрим, как работает ESP.

Насколько удобно автомобилистам использовать систему ESP?

Для профессиональных гонщиков, любителей экстремальной езды система курсовой устойчивости будет только мешать и не принесет ничего полезного. Ведь когда автомобиль заносит, а водителю нужно с этим справиться, он давит на газ. А система стабилизации движения просто не будет давать это сделать, постоянно ограничивая скорость в данном случае. Ведь при заносе крутящий момент снижается, а также сокращается подача топлива в двигатель, в то время как водителю-гонщику нужно наоборот увеличение его количества.

Чтобы таким водителям было комфортно руководить современными автомобилями, во многих из них предусмотрели функцию отключения системы курсовой устойчивости. Это либо специальная кнопка, либо определенный порядок действий, при выполнении которых функция отключится. Кроме того, чтобы водителю во время экстренной ситуации хоть немного предпринять самостоятельные действия (ведь компьютер оценивает не все риски на дороге), система ESP запускается не сразу во время угрозы, а на миг позже, позволяя человеку вмешаться в ход событий.

Тем же, кто не обладает профессиональными навыками вождения и не использует экстремальную езду в повседневной жизни, лучше все же не отключать систему стабилизации движения. Ведь при малом опыте вождения или слабых навыках безопасность должна быть выше временных неудобств во время вождения. Автомобиль с ESP придает водителю больше уверенности в себе, но не следует думать, что эта система способна на чудо. Система позволяет лишь максимально сгладить последствия аварийной ситуации, но не устраняет их полностью, поэтому не стоит рисковать без надобности, думая о возможностях автоматики.

Как это работает

Курсовая стабилизация посредством ESP невозможна без ABS. Антиблокировочная система – это важный момент корректировки поведения автомобиля. Процесс стабилизации также обеспечивается за счет функциональности антипробуксовочной системы и блока, способного изменять режим работы двигателя.


ESP определяет развитие заноса по нескольким параметрам. Например, при малом угле поворота колес может фиксироваться превышение поперечного ускорения и значительное изменение угла поворота транспортного средства. Это выходит за рамки «правильной езды», поэтому система начинает действовать.

На практике происходит подтормаживание конкретных колес или ослабление тормозного усилия. Гидромодулятор изменяет состояние тормозной системы в части ее давления. Работа силового агрегата корректируется. Блок-контроллер сокращает подачу топлива, что уменьшает крутящий момент, передающийся на колеса. В результате машине придается прежняя траектория.

В структуре имеется главный блок, принимающий и обрабатывающий информацию, поступающую от датчиков. Под такой информацией понимается несколько моментов: с какой скоростью вращаются колеса, в каком положении руль и насколько давление в тормозной системе соответствует норме. На основе подобных данных ESP принимает решение, как ей действовать. При этом наиболее важны сигналы от двух датчиков, считывающих поперечное ускорение и угловую скорость.

Рассмотрим на примере упрощенную схему того, как происходит курсовая стабилизация.

Занос

На блок-контроллер поступают данные:

  • задняя ось начинает смещаться по тому направлению, куда заносит;
  • величина скорости скольжения выходит за рамки допустимых значений.

Если вы опытный водитель, то поддадите газу и постараетесь выйти из заноса. Ключевое слово здесь «опытный», но за рулем в большинстве своем оказываются те, кто не был в подобных ситуациях. Они могут растеряться. Также стоит учитывать невнимательность. Именно здесь и возникает необходимость в ESP.

Система возвращает автомобиль на прежний курс с помощью торможения переднего колеса с внешней стороны.

Снос


Датчики сигнализируют о нестандартном поведении транспортного средства:

  • фиксируется смещение передней оси по такому направлению, как внешняя сторона поворота;
  • скорость рысканья определяется как небольшая.

Система стабилизирует автомобиль, что достигается торможением заднего колеса с внутренней стороны.

Фото 2

Роль в движении

Разработанная в 1959 компанией Mercedes-Benz и впервые установленная 1995, ESP стала логическим продолжением развития активных систем безопасности. Электронный контроль устойчивости был бы невозможен без ABS (антиблокировочная система тормозов) и TCS (система препятствования пробуксовки ведущей оси). Последние использовали смежные датчики и исполнительные устройства.

Новшество ESP заключалось в контроле над углом поворота автомобиля вокруг своей оси. Иными словами, электроника смогла распознавать снос и занос автомобиля. Система курсовой устойчивости помогает водителю вернуть контроль над автомобилем.

Составные части

ESP в себя включает следующие компоненты:

  • датчики скорости вращения каждого из колес. Обычные для всех современных автомобилей датчики ABS, принцип работы которых основан на эффекте Холла;
  • датчик скорости и угла поворота авто вокруг своей оси. Современные системы вмещают датчик угла поворота вокруг оси и контроллер ускорения этого самого вращения в одном корпусе;
  • гидравлический блок системы контроля тормозных усилий, который при необходимости может зажимать/отпускать тормозные диски определенного колеса.
  • контроллер угла поворота рулевого колеса;
  • электронный блок управления, который обрабатывает полученные сигналы и управляет исполнительными устройствами.

Система стабилизации взаимодействует со многими другими помощниками:

  • ABS – предотвращение блокировки колес при торможении;
  • EBD – контроль распределения тормозных усилий, оценивающий сцепные свойства покрытия каждого из колес;
  • EDS – принудительная блокировка дифференциала с электронным управлением;
  • ASR – контроль тяговых усилий. Позволяет избежать пробуксовки колес ведущей оси.

Для более наглядного примера предлагаем посмотреть видео.

Принцип работы

Работа ESP основана на слаженной и быстрой передаче информации от многочисленных датчиков, отслеживающих положение автомобиля, на блок электронного управления.

В её состав входят:

  • ЭБУ (блок управления);
  • датчики;
  • гидроблок.

Если в процессе движения авто возникает ситуация, когда оно может выйти за пределы занимаемой полосы или перевернуться, отправляется сигнал на исполняющее устройство, замедляющее скорость вращения одного или сразу всех колёс, вследствие чего аварии удается избежать. Какое колесо замедлить, система стабилизации ESP определяет самостоятельно без участия человека.

Помимо этого, блок управления следит за эффективностью работы мотора: если, например, машина едет в пробке, может быть прекращена подача искры на одну из свечей, что позволяет сэкономить топливо.

Таким образом, принцип работы ESP заключается в постоянном контроле (работает система и при разгоне, и при торможении, то есть всегда) различными датчиками (угла поворота руля, положения дроссельной заслонки, углового ускорения, силы нажатия на педаль газа и др.) состояния транспортного средства и исправления не совсем корректных действий водителя.

Анализ поступающих от датчиков данных осуществляется по сложному алгоритму и производится мгновенно.

Как работает ESP, можно понять на следующих примерах:

  1. чтобы не допустить заноса или увеличить радиус поворота при езде на большой скорости, замедляется скорость вращения внешних или внутренних колес;
  2. уменьшается подача топлива (в ряде случае это тоже позволяет избежать заноса);
  3. меняется угол поворота колес.

Как платить ЕСП

Вносить ЕСП нужно отдельно за каждый месяц, в котором был получен доход. Это можно сделать в кассе любого банка Казахстана, а также в отделениях "Казпочты". Для этого нужно удостоверение личности. Для ЕСП выделены коды назначения платежей – КНП 183.

Реквизиты для оплаты ЕСП в кассах банка и отделениях "Казпочты" / Инфографика с сайта

С введением режима ЧП в Казахстане оплатить ЕСП можно двумя способами, не выходя из дома.

Первый – через мобильные предложения банков, сумма спишется с карты.

Второй – отправить SMS на номер 5505. Для горожан указать GORODESP и свой ИИН, для сельчан – SELOESP и ИИН. Сумма спишется с баланса телефона. Для городских жителей – 2 651 тенге, для сельских – 1 325,5.

Что такое ESP

Под ней понимается система безопасности, которая посредством компьютера управляет автомобилем в нестандартных ситуациях. Если автомобиль теряет устойчивость на дороге, то есть начинает выписывать опасную траекторию, то его положение принудительно выравнивается.

ESP не является единым обозначением систем динамической стабилизации. Перед нами популярная торговая марка и не более. Поэтому будем рассматривать именно ее. Хотя своя популярность есть и у других подобных систем, например, ESC и DSC.

Особенности технологии

ESP (Electronic Stability Programme) - система динамической стабилизации автомобиля. Иногда встречаются и другие аббревиатуры, но чаще всего встречается именно эта. Различные компании иногда внедряют свои обозначения. Тем не менее, данный факт нисколько не влияет на то, как работает система ESP.

Активное внедрение в производство было начато в 1994 году на топовых моделях. Сейчас она стала вполне доступной для всех, поэтому прямой зависимости от класса машины уже не прослеживается.

Насколько популярна система ESP сегодня?

ESP - сравнительно молодая технология. И если ранее она была доступна только на единичных автомобилях, то сейчас в ее установке нет проблем. Правда, некоторые производители до сих пор предлагают ее как опцию, за которую нужно доплатить, что выглядит странно. Большинство покупателей, которые все же поставили ESP, уверены в ее необходимости.

А как дело обстоит в Европе? Насколько водители этих стран лояльны к ESP? Ведь Европа - центр технологий и цивилизованности, поэтому там активно внедряются системы и приборы, улучшающие комфорт и безопасность. Но как оказалось, европейским водителям лучше лишнюю копейку потратить на повышение собственного комфорта, чем на систему безопасности, какой бы она ни была.

Что такое иммобилайзер

Так, согласно исследованиям британской группы The Society of Motor Manufacturers and Traders относительно системы стабилизации движения, сообщается, что только каждый десятый европеец знает, что такое ESP, и в чем принцип ее действия. Для остальных же этот вопрос не играет никакой роли. Им попросту неинтересна ни сама технология, ни те преимущества, которые она дает. Что тогда думать о жителях постсоветского пространства...

Грубо говоря, заказывая очередную модель автомобиля, житель Европы оставит в пренебрежении систему безопасности ради наличия кожаного салона, аудиосистемы, климат-контроля, ксеноновой подсветки и т. д. Наш рынок ничем не отличается по своим запросам от европейского - ситуация та же.

Важность наличия ESP в автомобилях свидетельствует хотя бы следующая статистика: американцы доказали, что если бы систему установили на все автомобили, количество ДТП снизилось бы в два раза. Компания Honda, в свою очередь, сообщает, что ее модели с ESP на 35% реже попадают в аварии.

Но эти данные, увы, не убеждают многих заказывать систему стабилизации движения. Так, в Великобритании только 35% покупателей желают дополнительно приобрести ESP, а в Германии показатель составляет 60%. Но если покупать модель авто от дорогого бренда, наверняка эта возможность будет уже предустановленной. Ниже список компаний, которые ставят ESP практически на все свои модели:

  • Audi;
  • Lexus;
  • Mercedes-Benz;
  • BMW;
  • Volvo.

Источники

Использованные источники информации при написании статьи:

  • https://auto-pos.ru/192-esp-chto-eto-takoe-v-mashine-i-kak-rabotaet-eta-sistema-v-avtomobile.html
  • http://vopros-avto.ru/chto-takoe-esp-i-v-chem-ee-unikalnost-prosto-o-slozhnom/
  • http://www.1gai.ru/publ/518625-chem-otlichayutsya-avtomobilnye-sistemy-stabilizacii-esp-i-esc.html
  • https://autochainik.ru/chto-takoe-esp-v-avtomobile.html
  • https://auto-bel.org/chto-takoe-esp-v-avtomobile-i-dlya-chego-on-nuzhen/
  • https://cfrs.ru/raznoe/kak-rabotaet-esp-v-avto-esp-chto-eto-takoe-dlya-chego-neobhodima-dannaya.html
  • http://autolirika.ru/teoriya/esp-princip-raboty.html
  • https://moj-vnedorozhnik.ru/v-pomoshch-voditelyu/esp-chto-eto-takoe-v-avtomobile-i-kak-rabotaet
  • https://informburo.kz/stati/chto-takoe-edinyy-sovokupnyy-platyozh-i-zachem-on-nuzhen-gosudarstvu.html
  • https://autoiwc.ru/other/esp.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий